23 ноября 2025

Почему без «экономического компенсатора» конкурировать с Китаем невозможно

Тренды

По данным выступления на "Транспортной неделе - 2025" и отраслевой аналитики, генеральный директор ООО «ВодоходЪ» четко сформулировал сформировавшуюся на текущий момент проблему: госпрограммы поддержки судостроения - это не субсидии, а выравнивание экономики, без которого размещать заказы в России просто нерентабельно.


Вот ключевые факты и цифры, которые определяют реальность рынка:


1. Разрыв в стоимости

Строительство новых судов в России в 2–2,5 раза дороже, чем на китайских верфях. Например:


Handysize:

- 13,9 млрд руб., серийное - 12,5 млрд руб.

~3,5 млрд руб.


Supramax:

16,5 млрд - 14,6 млрд руб.

~4,2 млрд руб.


Без компенсационных механизмов заказы уходили бы полностью в Азию.


2. Льготный лизинг - единственный способ обеспечить окупаемость


По текущей модели:

  • грузовые суда окупаются за 15 лет,
  • пассажирские и круизные - за 25 лет.


Это почти соответствует минимальному жизненному циклу судна - и только благодаря господдержке.


В сентябре 2025 года первый вице-премьер Денис Мантуров запросил у президента дополнительно 200 млрд рублей на расширение программы льготного лизинга - иначе отрасль просто остановится.


3. Россия не будет конкурировать с Китаем в массовом судостроении


Эксперты подтверждают:

  • Китай обладает огромными серийными мощностями и низкой себестоимостью.
  • Россия - нет, и догнать этот уровень невозможно экономически.


Стратегия развития должна быть иной.

Приоритет- суда, где у России есть технологический задел:

  • ледоколы
  • газовозы
  • НИС
  • танкеры высокого ледового класса


4. Главная проблема - технологический дефицит


По оценкам рынка:

  • производительность труда на российских верфях кратно ниже
  • инфраструктура устарела
  • высокотехнологичных мощностей катастрофически не хватает.


Именно это делает конечную стоимость судов неконкурентоспособной.


Что это значит для отрасли?

  • Экономический компенсатор - не временная мера, а структурная необходимость.
  • Государство будет вынуждено продолжать докачивать стоимость судов, чтобы загрузить отечественные верфи.
  • Массовый сегмент обречен быть импортозависимым.
  • Будущее российского судостроения - сложные, штучные проекты, где Китай пока не доминирует.


Следите за нашими новостями - мы и дальше продолжим разбирать ключевые тренды в сфере логистики. 

Теги

Нужна консультация?

Оставьте контакты и наш специалист свяжется с вами!

ФИО
Телефон

Форма успешно отправлена

Совсем скоро мы с Вами свяжемся!

Ошибка при отправке формы

Попробуйте повторить позже